|
Темная комната Джона До
30 июня в рамках презентации Фестиваля русского артхауса в кинотеатре «Буревестник» состоялось открытие выставки фотографий ростовского фотохудожника, работающего под псевдонимом Джон До. Для непосвященных: Джоном До в американских медицинских учреждениях называют поступивших на госпитализацию неустановленных личностей. Широкой публике был представлен цикл работ «Темная комната».
Безымянность автора и его моделей — с одной стороны, камерность работ, выполненных в особой технике светокисти, приглушенность тонов, статичность тел и провокационность человеческого обнажения перед камерой — с другой. Игра света и тьмы драматична и экспрессивна. «Это театр, где все мы одновременно и зрители и актеры», — сказал как-то о фотографии известный фотохудожник Ян Саудек. Театр Темной комнаты Джона До — это погружение в драматичность и абсурдность бытия, лик жестокости и одиночества, которые под покровом провокационной открытости человеческой плоти документализируют всю ее боль и безысходность, красоту и обреченность на неминуемое угасание. Это дыхание образов, которые таят в себе множество истин, искусно избегаемых сегодня нами. Это сложный, темный и порой тревожный взгляд туда, где переплетаются желание и невинность, жизнь и смерть… «По существу, это дневник моей жизни, — объясняет символизм выставки автор. — Большая часть нашей жизни проходит именно в темных комнатах… Темная комната — это человеческая душа».
За мрачностью работ Джона До скрывается нечто пронзительно подвижное, четкой тонкой линией проходящее через все работы фотографа. Захваченная стремительной волной влечения и отвращения, покорности и ярости, замирает и боится дышать обыденность. Его модели — из его близкого окружения, часто это друзья. Девушка, пролежавшая в ванне на фотосессии более часа, знакомый из Таганрога, известный по многочисленным попыткам суицида (художник сумел передать его метафизическое, почти любовное влечение к смерти), девушка, только что утратившая невинность… Безымянные герои безымянного фотографа. «Мне уже не раз говорили, что я мог бы работать в кино, где моя манера снимать и приемы работы с сюжетом обрели бы иное дыхание. Я негативно отношусь к заказному искусству — в моей реальности модель работает на желания и видение автора. Заниматься гламуром мне неинтересно. Там отсутствует правда, которая внутри тебя, внутри твоих героев. И мне нравится искать ее, доискиваться, наблюдать. Я — наблюдатель…».
Наблюдая внутренний мир и скрытые инстинкты своих моделей, Джон До находит в них зачастую потаенные смыслы. Для акцентирования особенностей мира Темной комнаты служат наручники на запястьях, фетишизм эстетики torture garden и зачастую sm-культуры, давно распространившейся по всей Европе и шокирующей провинциального зрителя здесь, в Ростове. «Люди привыкли фотографировать то, что они видят в обыденной жизни: дома, цветы, животных, памятники… Совсем не то, что отражает внутреннюю суть вещей и предметов, — усмехается До. — Для меня так провоцирующее их тело вовсе не служит источником каких-то желаний или скрытой эротики. Это лишь форма, через которую я пытаюсь доискаться внутренней сути людей, их души. Что есть душа?...». Фотограф разводит руками… Ответ на этот вопрос перед нами, зрителями. Простой и вечный. Как Время. И обретение себя в нем.
«Я вижу грязь и запустение, тонущие уличные фонари, захлебывающихся мужчин и женщин, дома на мостах — это скотобойни любви… Конечно, я говорю о мире больших городов, о мире мужчин и женщин, из которых машина времени выжала все соки до последней капли; я говорю о жертвах современного прогресса, о той груде костей и галстучных запонок, которые художнику порой так трудно облепить мясом… » (Генри Миллер, «Тропик Рака»).
Игорь Ваганов 13.07.2005
Работы художника можно посмотреть здесь
|